ЛЕГКОВ, ЧЕРНОУСОВ, ВЫЛЕГЖАНИН
С обсуждения того, какой основной вывод сделан им по прошествии года, мы и начали. Но вместо ответа Юрий Каминский надолго и заразительно засмеялся в трубку.
- Прошу прощения, что я так реагирую, - сказал он. - Мне и самому хотелось бы обладать каким-то одним знанием, которое бы все объясняло. Но нюансов слишком много. Наверное, за этот год я убедился в том, насколько от маленьких каждодневных решений тренерского штаба зависит общий успех в Сочи. Не надо, конечно, быть оракулом, чтобы догадаться, как из малого складывается большое, но на посту главного тренера такие вещи видны отчетливее всего. Следующий год будет решающим в плане подготовки к Играм. Нужно быстро принимать решения и быстро их выполнять. Собственно, Министерство спорта и Центр спортивной подготовки уже так и работают.
- Что вы имеете в виду?
- Вопросы, которые раньше могли решаться годами, сегодня решаются за месяц. Работает экспертный совет. Наслышан, как он прошел у биатлонистов, но у нас подобная встреча еще впереди. Мы сегодня были на методической комиссии, где обсуждали научно-методическое обеспечение команды. В частности, то, что мы можем за эти полтора-два года сделать, чтобы ликвидировать отставание от мировых лидеров в методике одновременных ходов. Мы вышли на ученого в Зальцбурге, который такой методикой занят профессионально, но надо шагать дальше. Явно налаживается наша совместная работа с ФМБА. Если в прошлом году мы, хоть и организовали оперативное лечение сборников, буксовали с фармакологией, то сейчас работа пошла напрямую, и стало лучше.
- Вы согласны с тем, что команда, если говорить прямо, не выполнила основные задачи на сезон? Призового места на "Тур де Ски" добиться не удалось, как не удалось попасть в тройку итогового зачета Кубка мира и выиграть Хрустальный глобус в спринте.
- Это были сверхзадачи. Да, отдельные спортсмены не смогли довести начатое до конца. Но с другой стороны, мы выиграли Кубок наций у мужчин, который выигрывать не планировали. Сезон получился неоднозначный, с этим я согласен. Саша Легков не попал на пьедестал "Тура" по большому счету из-за одной гонки, перед которой выбрал не те лыжи. Хотя его предупреждали, что надо хорошо подумать, на какую фирму следует "вставать", изучить особенности этих лыж. Очевидно, здесь есть вина и смазчиков, но, как бы объяснить…
Видите ли, нашим спортсменам слегка не хватает понимания того, как все должно в профессиональном спорте функционировать. Их не то чтобы избаловали, но создали такие условия, от которых хочется получать адекватную отдачу. Видеть с их стороны больше совершенствования, потому что порой они принимают опрометчивые решения там, где принимать их нельзя.
Речь сейчас не только о Легкове. У меня и к Леше Петухову есть претензии в плане отношения к себе. Мы каждый год даем спортсменам план самостоятельной работы, но в случае с тем же Петуховым она выполняется не до конца. Я все это говорю совершенно не для того, чтобы обидеть Легкова, Петухова или кого-нибудь еще. Просто всем нам, сборной России по лыжным гонкам, прибавлять надо по всем показателям, от оптимизации тренировочного процесса до смазки. А спортсменам, наконец, осознать: чтобы стать звездой, победителем, а не просто призером, над собою надо работать. Постоянно работать. Положительный пример - Юлия Иванова, которая сильно продвинулась в самосознании, перейдя от стадий "я хочу" и "я могу" к стадии "я сделаю это".
- Можно сказать, что Легков сделал шаг вперед в плане умения разложить силы по сезону?
- Несомненно. У них была проведена хорошая базовая работа. В группе Бургмайстера тренируются по немецкой системе, с нарастанием интенсивности по ходу сезона. Благодаря этому они с Легковым и в форму вошли раньше, и подводку к "Тур де Ски" спланировали, оставив силы и на концовку. Легков, возможно, выступал в этом году не настолько ярко, как раньше, но стабильнее.
У Саши, правда, наметился ряд проблем, в частности, в технике классического хода. Если он хочет выигрывать, их придется решать, хотя для начала нужно хотя бы разобраться в путях решения. Бургмайстер тренер молодой, и хотя сам был хорошим классистом, правильно донести суть ошибок Легкова, видимо, пока не может. Мы с ними обоими проговаривали эту ситуацию, но этого мало. Надо провести несколько совместных сборов, чтобы специалисты по биомеханике из нашей комплексной группы сопровождения разложили его технику по полочкам. В этом смысле меня немного тревожит оторванность швейцарской группы от всей остальной сборной, которую надо каким-то образом преодолевать.
- Когда выйдет на уровень, соответствующий его таланту, спарринг-партнер Легкова Илья Черноусов? У него был неплохой сезон, но от Черноусова уже сейчас ждут большего.
- Согласен с этим. И выступлением Черноусова я, честно сказать, недоволен. У него случился явный перебор в тренировочной работе, он недостаточно восстановился к началу сезона и был вынужден делать это по ходу. А восстанавливаться и параллельно участвовать в соревнованиях - вещи несовместимые. Были моменты, как в Давосе, когда приходилось принимать волевое решение и просто снимать Илью с гонки, как, кстати говоря, и Легкова в Рыбинске. Надеюсь, до Сочи Черноусов вырастет как гонщик.
- Бургмайстер останется их тренером?
- Вероятнее всего, да, хотя детально этот вопрос после сезона еще не обсуждался. Но могу сказать: если Бургмайстер продолжит работу в сборной, то готовить будет только Легкова и Черноусова.
- Почему провалил начало сезона Вылегжанин? Если бы он весь год выступал, как в феврале-марте, был бы в Кубке мира вторым за Колоньей.
- Максим в межсезонье делал упор на анаэробную работу. Это базовая работа с акцентом на длинные дистанции, которые у Вылегжанина получаются лучше коротких. Другими словами, он ничего не сделал для того, чтобы в начале сезона выступать на полных мощностях. Все как бы шло своим чередом, но акцент на анаэробную работу ведет к снижению интенсивности, что в свою очередь означает: в форму он входил через старты. И вошел в нее только к рыбинскому этапу Кубка мира. А может быть - даже к марту. Посмотрите, как он сейчас на марафонском чемпионате России выиграл 70-километровую гонку - играл с соперниками в кошки-мышки. Отпустил их, потом догнал, и выиграл сколько надо.
ПЕТУХОВ, КРЮКОВ, ПАНЖИНСКИЙ, МОРИЛОВ
- Средний сезон чемпиона Ванкувера Крюкова и провальный сезон вице-чемпиона Панжинского - разные истории или взаимосвязанные?
- У Панжинского сезон начался с того, что он отравился. Потом он сдавал госэкзамены в университете. Подготовка пошла кувырком, хотя он и сам несколько расслабился - непрофессиональные моменты у него в этом сезоне присутствовали. Форму к красногорской гонке, как мы и договаривались, он набрал, потом достойно смотрелся в Отепя, Лахти и Драммене, но провально выступил на чемпионате России. Мы с Сашей уже на эту тему довольно жестко поговорили. Надеюсь, он сделает выводы. Нельзя так относиться к своей работе.
Крюкову ставилась задача сразу набрать форму и продержать ее как можно дольше. Не могу сказать, что Никита выступал провально. Да, не выигрывал все подряд - где-то не везло, где-то мешали посторонние факторы. Перед Отепя мы получили заверения от организаторов, что трасса не позволит бежать все время одновременным ходом, и не тренировали его к этой гонке. А норвежцы тренировали. И, конечно, бежали в Отепя одновременным - трасса позволила. Язык не поворачивается обвинить Никиту в том, что он не сумел победить в Лахти и Куусамо. В первом случае судейская коллегия не посчитала нарушением тот факт, что Крюкова, причем дважды, блокировали шведы. В Куусамо не смогли принять верное решение смазчики. В результате, все остальные бежали на более скользких вариантах, и второе место Крюкова с той смазкой стоит первого.
У смазчиков в этом году были разные дни. Слишком много выпало критических погод, и ни одна сервис-бригада не прошла сезон без срывов. В начале сезона норвежцы открыто говорили: "У вас все время лыжи лучше едут". В концовке картина изменилась.
- Когда станут универсалами Петухов и Морилов, которые пока что бегут "классикой" хуже, чем "коньком"? Мы видим, что без такого универсализма выиграть Хрустальный глобус невозможно.
- Невозможно сразу стать универсалом. Напротив, хотел бы отметить работу Петухова в "классике". Раньше он этим стилем в финал вообще не попадал, в полуфиналах-то от силы бывал пару раз. А сейчас его присутствие в решающем забеге глаз не режет. Когда мы с ним перед сезоном составляли график мест, которые нужно занимать на этапах Кубка мира, чтобы выиграть глобус, в классических этапах писали десятые места, а видите, как вышло. Ведь у Леши было даже второе место "классикой" в Оберстдорфе, где его в самом конце обошел только Крюков. К Коле Морилову в этом сезоне вообще трудно предъявлять претензии. Он показал свое преимущество над остальными членами спринтерской команды во всем том, что касается заряженности на результат.
С Петуховым мы скорее в чем-то недоработали в коньке. А еще не учли, что большинство трасс Кубка мира будут такими легкими - на тяжелых трассах он смотрелся выгоднее. Впрочем, меня это не особенно тревожит, потому что на чемпионате мира-2013 и в Сочи будут иного рода трассы, с двумя хорошими подъемами. Мы в Сочи еще изменим спуск - тестовые соревнования показали, что он небезопасен - кое-что подкорректируем в плане поворотов, но в целом трасса останется тяжелой.
- Вас, главного тренера сборной России, это устраивает?
- Да.