Александр Большунов: «Первые этапы Кубка мира покажут, на что можно рассчитывать в предстоящем сезоне»
Мы встретились с Александром Большуновым в московском экипировочном центре «Экипион», куда Александр вместе со своей девушкой Анной Жеребятьевой приехали, чтобы взять кроссовки от нового партнера сборной – бренда Salomon. Утром Александр с Анной приехали в столицу, а уже днём должны были отправляться на север, в финскую Лапландию, где в заполярном Муонио 27 октября у них начинался первоснежный сбор. В интервью мы не стали задавать Александру вопросу, связанные с прошлым сезоном и Олимпийскими играми, благо, всё это достаточно хорошо освещалось в прессе, а решили остановиться на том, что не так часто появлялось в уже опубликованных беседах. Так, мы постарались осветить путь Александра к высочайшим результатам прошлого сезона, подробности его тренировочного процесса и подготовку к текущему сезону. Не обошли вниманием и экипировку, используемую Александром для тренировок.
- На лыжи меня поставил отец, и было это в раннем детстве. Мы с ним катались в лесу рядом с моим родным селом Подывотье в Брянской области. Он шел впереди, натаптывал лыжню, а я старался не отстать. Потом мы стали делать рядом с домом небольшой кружок. Пусть он был совсем короткий, иногда всего 250 метров, зато я в любое время, в том числе и поздно вечером, мог выйти и покататься под фонарем. В данный момент у нас рядом с домом есть где-то километровый круг, но мы с отцом постоянно работаем над его улучшением и удлинением, даже насыпаем землей небольшие искусственные подъемы…
- В какой момент ваши лыжные прогулки стали чем-то большим, чем просто развлечение?
- Я периодически участвовал в районных соревнованиях и без труда побеждал в них. Но первым серьезным шагом считаю наш первый с отцом выезд на первенство Брянской области. Его мне тоже удалось выиграть с первой же попытки, и в тот год мы стали активно ездить по стартам, бегали гонки каждую субботу и воскресенье, заезжая домой, только чтобы переночевать и перепарафинить лыжи.
Ну а после девятого класса передо мной встал выбор: сосредоточиться на учебе или пойти в училище олимпийского резерва, с тем чтобы больше времени уделять лыжным гонкам. И хотя я учился на отлично и девять классов закончил на одни пятерки, всё-таки я выбрал спорт и пока об этом не жалею.
- Кто был вашим тренером в УОР?
- В самом училище как такового тренера у меня не было, и в тот момент я тренировался с Николаем Ивановичем Нехитровым со сборной области. Когда я всё выиграл на первенстве области, меня никто не знал, и поэтому, несмотря на мои результаты, на первенство России меня не взяли, можно сказать, «кинули». Ирония судьбы, но тот же самый Нехитров как-то снял меня на соревнованиях по спринту, якобы за нарушение стиля, хотя мы тогда просто плохо намазались, и мне пришлось бежать на руках. Дело чуть не дошло до драки. А уже на следующий год отец отправил меня с ним на сборы, и зимой я отобрался на первенство России в Ижевске.
- Как попали в сборную команду?
- Я выиграл скиатлон на первенстве России по старшим юношам в Сыктывкаре в 2014 году. Я вообще на том первенстве хорошо выступил: были шестое, четвертое места и в последней гонке – победа. В юниорской сборной я два года готовился с Сан Санычем Кравченко, а когда по возрасту стало пора уходить от него, перешел в переходную команду Юрия Викторовича Бородавко, которую как раз тогда создали.
- Что вам дали эти два года в юниорской команде в плане вашего развития как спортсмена?
- С Сан Санычем мы очень много работали, делали большие объемы, и прогресс был виден. Правда, на первенстве мира в Румынии у нас банально не ехали лыжи, и мы остались без медалей, смогли только в эстафете побороться. Но как спортсмен я рос и готовился к тем нагрузкам, которые потом пошли у Юрия Викторовича.
- Был ли у вас выбор, к какому тренеру пойти после юниорской команды?
- Нет, как такового выбора не было. Но это и так был самый идеальный вариант, так что тут грех жаловаться. Ведь эту группу специально и создавали для молодых спортсменов, чтобы они не потерялись при переходе во взрослый спорт.
- Сейчас в своих интервью Юрий Викторович не стесняется поднимать тему допинга, из-за которого ему пришлось в своё время уйти из команды. У вас не было никаких связанных с этим опасений, когда вы шли к нему тренироваться?
- Меня это совершенно не беспокоило, ведь я тогда только начинал свой путь в спорте и был не в курсе всех этих дел… Главное, что сейчас ничего подобного в нашей команде нет.
- Бородавко славится своими очень высокими нагрузками. Как удавалось с ними справляться?
- Как? Просто работаешь, выполняешь план, действуешь по самочувствию. Если вдруг случается какая-то болезнь, то нагрузка сразу убирается, и пока не выздоровеешь, на тренировку не выходишь.
- Были ли моменты, когда вы чувствовали, что ваш организм не тянет нагрузку?
- Может быть, один раз было такое, когда я почувствовал, что сегодня организм не хочет тренироваться. Я пытался заставить себя, но организм сказал «нет»! Юрий Викторович мне тогда сказал спокойно докататься, а потом я довольно быстро вернулся в нормальный режим.
- Вы стали показывать результаты мирового уровня на второй год работы с Бородавко. Что не получилось в первый год? Была ли какая-то неудовлетворенность, или вы изначально оговаривали, что создаёте базу для результатов второго года?
- Да я бы не сказал, что в первый год я плохо бежал. Выиграл Красногорку, два золота на первенстве мира среди молодежи, поехал на взрослый чемпионат мира в Лахти. И, кстати, там бы реально было бороться, если бы до этого у меня был опыт стартов на этапах Кубка мира. А так просто немного опыта не хватило: в квалификации спринта я показал восьмой результат, но выбыл в четвертьфинале, а в скиатлоне стал 15-м.
- В прошлом сезоне вы ярко заявили о себе уже с первых этапов…
- Да, уже была уверенность и понимание того, к чему готовишься. Я уже понимал, что реально бороться за тройку на этапах Кубка мира.
- Как складывалась подготовка уже этим летом?
- Всё прошло нормально. Был момент, когда на втором сборе в Эстонии было очень жарко, и мы убрали зарядку. Из-за этого стало не хватать силовой работы, которую мы делаем как раз на зарядке. И на тренировках это сразу почувствовалось. В Малиновке также столкнулись с трудностями в силовой работе из-за отсутствия спортивного зала, в который приходилось ездить за 20 с лишним километров в ледовый дворец в Октябрьский.
- Вы много бегаете кроссы? Какую обувь используете?
- Да, мы достаточно много бегаем. Лето я отбегал в Hoka, так как у этих кроссовок достаточно мягкая подошва. В лёгкой атлетике спортсмены с весом за 75 кг, к которым отношусь и я, считаются тяжеловесами, и чтобы не было микротравм, нужна амортизация. Так, в прошлом году нам выдали кроссовки Adidas с достаточно мягкой подошвой, и когда был кросс на два с половиной часа, после полутора часов я почувствовал боль и дискомфорт чуть выше стопы. Я не обратил на это внимания, подумал, что пройдет само, и потом мучился весь сбор, приходилось отменять тренировки.
- Удалось ли уже попробовать кроссовки Salomon?
- Нам пока выдали только зимние кроссовки, и как мне показалось, они достаточно жесткие. Поэтому я решил приехать в Экипион и выбрать модель помягче. Выбрали для себя Salomon Snowcross. Мне она понравилась тем, что её можно использовать без гамаш, и снег при беге не будет попадать внутрь кроссовка.
- Насколько актуально для лыжника зимой бегать?
- Конечно, мы не так много бегаем зимой, как летом, но, например, на вторых тренировках или перед соревнованиями у нас зачастую бывает кросс.
- Был ли до этого опыт использования кроссовок Salomon?
- Да, у меня ещё до сборной были кроссовки Salomon Speedcross. Запомнилось, что они были достаточно удобными, хотя с тех пор прошло уже пять лет, и надо заново пробовать. Ещё в мае мне давали протестировать более мягкий летний вариант (SALOMON Sense Ride) – мне очень понравилось.
- На Всероссийских соревнованиях в Малиновке вы как раз отличились в кроссе, а вот в роллерах, как в спринте, так и в гонке выступили не столь ярко.
- Мы приехали туда за четыре дня до старта, и первые три дня были очень интенсивными. Если честно, на второй день мышцы просто отваливались. После домашнего отдыха мы приступили к тренировкам с большим желанием, работали с энтузиазмом и сильно ушатались (смеется). Ну и Юрий Викторович сразу сказал, что первостепенно для нас сделать работу, а на соревнованиях пробежим, как получится.
Плюс в спринте мне в полуфинале сломали палку, и пока менял, надевал темляк, сильно отстал. Конечно, я постарался, догнал пятого, но на большее уже не хватило.
- Как прошел сбор в Рамзау?
- Сбор в Рамзау прошел очень хорошо, повезло с погодой, все запланированные интервальные тренировки выполнили – в общем, без происшествий.
- Говорят, что Рамзау это очень тяжелый сбор, «на грани выживания»?
- Для кого как. Я про себя такого сказать не могу, а вот Ане пришлось достаточно тяжело.
- В чем смысл ехать в Рамзау и не кататься на лыжах?
- Высота на леднике почти 2800 метров. Там можно только медленно ходить на лыжах, а зачем это делать, если можно внизу сделать качественную скоростную тренировку?
- Но ведь до этого все и всегда так делали…
- В том году мы тоже особо не использовали ледник. Поднялись туда с Червоткиным два раза, чисто для того, чтобы нас сфотографировали с лыжами.
- Зачем же тогда ехать так далеко?
- В Рамзау мы подбираем себе лыжи, ботинки, разбираемся, какие лыжи отправить на шлифт, какие нет. Затем мы все лыжи складываем в автобус, который приедет уже непосредственно в Муонио, на первый снег.
- Юрий Викторович уже обрадовал вас планом на сбор?
- Пока нет, но уже написал нам, что он уже в Финляндии. А ещё он в чате загадал загадку, которую мы с Аней раньше всех отгадали (улыбается).
- Какие задачи ставятся перед вами на предстоящий сезон?
- Задачи будут ставиться только после первых этапов Кубка мира (после паузы), если мы туда попадем (смеется). Задачи в голове, конечно же, уже есть, но сейчас их озвучить, а потом не выполнить – это было бы неправильно. Ждём первых стартов, они покажут, на что рассчитывать.
- Какую музыку слушаете?
- Люблю всю современную музыку. А ещё иногда слушаю Цоя.
- Увлекаетесь ли какими-то другими видами спорта?
- Сейчас в Австрии мы играли в гольф с нашим массажистом, и у меня неплохо получалось. Обыграл его даже (смеется).
- Есть ли у вас хобби, как проводите свободное время?
- Если оно есть, люблю съездить на рыбалку. Ощущения, когда вытаскиваешь из воды какого-нибудь крупного карпа – просто непередаваемые. Ещё иногда хожу в лес на охоту, есть разрешение на оружие.
- Насколько вам помогает то, что вы с вашей девушкой тренируетесь у одного тренера?
- Мы всё время поддерживаем друг друга и помогаем друг другу в нестандартных ситуациях, когда они возникают. Конечно, то, что мы тренируемся вместе – это большой плюс.
Смотрите также:-
Устюгов о победе в эстафете: перед гонкой уверенности в себе не было (08 Декабря 2019)
Мельниченко: никто не ожидал от россиян двойного успеха в эстафете (08 Декабря 2019)
Самые яркие старты сезона в эфире Первого (02 Декабря 2019)
Елена Вяльбе: «Хотелось бы, чтобы FIS возглавил кто-то из тех, кто там работает, чтобы структура сильно не менялась» (25 Ноября 2019)
Национальная спортивная премия (15 Ноября 2019)
Спонсоры и партнеры
Результаты
< | Декабрь, 2019 | > | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
01 | ||||||
02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 |
09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
-
ЭКМ Давос. Ин.гонка св.ст.
2019-12-15 -
ЭКМ Давос. Спринт св.ст.
2019-12-14 -
ЭКМ в Лиллехаммере (Норвегия). Эстафета.
2019-12-08 -
ЭКМ в Лиллехаммере (Норвегия). Скиатлон
2019-12-07 -
ЭКМ в Рука. Персьют св.ст. 10/15 км
2019-12-01